Зарплатный рентген пытается придумать правительство Татарстана
15 апреля 2004 года

Министр труда и занятости Татарстана Борис Захаров изложил вчера на заседании татарстанской межведомственной комиссии по контролю за своевременной выплатой заработной платы разработанную его ведомством программу по борьбе с так называемым «серым» рынком труда. Министр обосновал ее необходимость тем, что в России пока нет законодательных актов, направленных на пресечение таких явлений.
Новая программа предусматривает слаженную совместную работу отделений пенсионного фонда, госкомстата, миграционной службы, налоговых инспекций и других организаций. В частности, схема включает в себя совместные проверки и создание единой информационной базы, способствующей выявлению фирм или частных предпринимателей, занижающих официальную зарплату своих сотрудников, либо вовсе не регистрирующих трудовые отношения.
По оценкам правительственных экспертов, в 2003 году в Татарстане работали 300 тыс. человек, не оформивших трудовые отношения, а 500 тыс. работающих получали зарплату «в конвертах». При этом они, даже прилично зарабатывая, не могут рассчитывать на достойную пенсию в будущем и других социальных гарантий, например, оплачиваемого больничного. Несет ущерб и бюджет республики. В январе 2004 года президент РТ Минтимер Шаймиев заявил, что за счет серого рынка труда в 2003 году в доходную часть бюджета республики было недополучено пять миллиардов рублей.
По данным Министерства труда и занятости, в Татарстане функционируют 54 предприятия, которые официально выплачивают зарплату ниже минимальной, составляющей 600 руб. Еще 1475 предприятий платят меньше прожиточного минимума, определенного примерно в две тысячи рублей. Особенно плохо обстоит дело на стихийных рынках, где у предпринимателей каждый третий работник не оформлен.
Выслушав докладчика, председатель комиссии, первый вице-премьер РТ Равиль Муратов немного сместил акценты. Он согласился с тем, что «серый» рынок необходимо взять под строгий контроль, но прежде всего нужно разобраться с теми, кто платит зарплату по минимуму. «Конвертная зарплата у татарстанцев хорошая, но пусть работодатели хотя бы платят официально не ниже прожиточного минимума»,— сказал он и пообещал разобраться с «минимальщиками» за полгода, а уж потом приступать к решению вопроса с «конвертами».
Один из предпринимателей, который присутствовал на заседании, подтвердил „Ъ“, что выдавать зарплату работнику наличкой, а официально указывать минимум действительно выгодно. До пенсионных же накоплений работника, а уж тем более до республиканского бюджета ему, как он сказал, никакого дела нет.
Эксперты сводно-экономического анализа Министерства труда и занятости РТ затруднились назвать „Ъ“ точную цифру экономического эффекта от того, что все официальные зарплаты в Татарстане будут хотя бы не ниже прожиточного минимума. По их словам, подобные отчисления могут увеличиться в 2-2,5 раза. Теперь все дело за реализацией принятой на заседании схемы, первые итоги работы которой, если верить господину Муратову, можно будет увидеть уже через шесть месяцев.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, "Коммерсантъ-Волга-Урал"